Preview

Пожаровзрывобезопасность/Fire and Explosion Safety

Расширенный поиск
Том 25, № 7 (2016)

СРЕДСТВА И СПОСОБЫ ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ

63-69 32
Аннотация
Результаты экспериментальных исследований показали возможность совместного применения углеводородных (УПО) и фторированных (ФПО) пенообразователей для тушения пожаров нефтепродуктов подачей пены низкой кратности на горящую поверхность углеводорода. Показано, что наиболее целесообразно применять смешанные пенообразователи, содержащие 10 % об. Фторированного компонента, что позволяет обеспечить инертность пены к смешению с нефтепродуктом при подаче ее на горящий объект с большой высоты и значительного расстояния. Установлено, что не¬большие добавки ФПО к УПО вызывают существенные изменения как поверхностной активности, так и огнетушащей эффективности пены.
71-76 35
Аннотация
Получены и исследованы микроэмульсии вода - додецилсульфат натрия - 1-пентанол - три-этаноламин - 2-иодгептафторпропан и вода - додецилсульфат натрия - 1-пентанол - триэтаноламин - 1,2-дибромтетрафторэтан типа “масло в воде” при стандартной температуре. Определение размера микрокапель микроэмульсий и изучение их распределения по размерам выполнялось методом динамического рассеяния света. Показано, что структура указанных микроэмульсий характеризуется наличием микрокапель масла в водной дисперсионной среде. Размер агрегатов находится в довольно узком интервале - от 0,8 до 10 нм. Установлено, что с рос¬том содержания галогенуглеводорода в микроэмульсии положение максимума интенсивности рассеяния света смещается от 2 до 4,5 нм. Показана целесообразность использования микроэмульсий в качестве огнетушащих средств

ДИСКУССИИ

ВОПРОС - ОТВЕТ

ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЗДАНИЙ, СООРУЖЕНИЙ, ОБЪЕКТОВ

48-57 30
Аннотация
Предложена методика отбора площадок для кемпинга. Показано, что выбор площадки под кемпинг должен быть обоснован исходя из условий пожарной безопасности, максимального сочетания аттракций в создаваемом кемпинге и комфортного пребывания в нем автотуристов. Выполнен анализ угроз пожарной безопасности с учетом мирового опыта размещения площадок под кемпинги и их эксплуатации. Противоречие между мотивацией автотуристов к максимальному использованию аттракций в ущерб своей безопасности решается в направлении минимизации пожарного риска и запрете на посещение территории при наличии непреодолимых препятствий в обеспечении пожарной безопасности. Представлен процесс выбора и требования к площадкам для кемпингов, учитывающие рациональную организацию размещения стоянки для автомобилей (автокемперов), палатки или домика в кемпинге. Представлена математическая модель и алгоритм поиска рационального размещения кемпинга для автотуристов исходя из обеспечения максимальной пожарной безопасности и доступности, привлекающих автотуриста, а также аттракций. Разработан подход к локализации пожаробезопасной и комфортной площадки под кемпинг для автотуристов, который позволяет не только обеспечить эти условия, но и выявить наиболее экономически эффективное организационно-техно¬логическое решение с обеспечением минимизации затрат на пожарную безопасность кемпинга и повышения привлекательности данных средств размещения как для отечественных, так и для иностранных авто¬туристов.

ПРОЦЕССЫ ГОРЕНИЯ И ВЗРЫВА

6-15 32
Аннотация
Проведено экспериментальное исследование основных закономерностей испарения группы (двух, трех и четырех) капель воды, движущихся последовательно через высокотемпературные (около 1100 К) газы. Характерные размеры (радиусы) капель (1-3 мм), начальные расстояния между ними (4-36 мм), исходные скорости движения (0,5-2 м/с), а также скорости встречного перемещения высокотемпературных газов (1,5 м/с) варьировались в типичных для перспективных высокотемпературных газопарокапельных приложений диапазонах. С использованием средств высокоскоростной (до 6·105 кадров в секунду) видеорегистрации “Phantom”, программных комплексов “Tema Auto-motive” и “Phantom Camera Control” установлены характерные скорости движения и уменьшение характерных размеров каждой из капель при изменении расстояний между ними в широком диапазоне (от сопоставимых с размерами капель до кратно превышающих их). Определены условия коагуляции капель, их торможения и ускорения в высокотемпературном газовом потоке. Выявлено влияние на интенсивность этих процессов начальных размеров капель, расстояния между ними, начальной температуры жидкости, а также числа капель и траектории их движения во встречном потоке высоко-температурных (около 1000 К) газов. Экспериментально обоснован один из наиболее типичных механизмов коагуляции капель в высокотемпературных газовых средах.

ПОЖАРОВЗРЫВОБЕЗОПАСНОСТЬ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И ОБОРУДОВАНИЯ

34-47 38
Аннотация
Рассматривается проблема взрывоопасности топливного бака отработавшей орбитальной ступени (ОС) ракеты-носителя с невыработанными остатками жидкого компонента топлива в баке после выключения маршевого жидкостного ракетного двигателя на круговой орбите в диапазоне высот 200-1000 км. Представлена инженерная методика по оценке взрывоопасности топливного бака ОС ракеты-носителя в зависимости от количества остатков жидкого компонента топлива (до 3 % от начальной заправки топливного бака) на момент выключения маршевого жидкостного ракетного двигателя, от повышения давления, обусловленного испарением жидкого компонента топлива при нахождении ОС на орбите и воздействием внешних тепловых потоков. Показаны максимальная (при нахождении ОС на полностью освещенной орбите) и минимальная (при нахождении ОС на максимально затененном участке орбиты с последующим выходом на освещенную часть) границы теплового нагружения ОС внешними тепловыми потоками, а также повышенным давлением в баке на примере типового топливного отсека, представляющего собой цилиндрическую обечайку со сферическими днищами. Сформированы предложения по допустимому количеству остатков жидкого компонента топлива в баке после выключения маршевого жидкостного ракетного двигателя и вели¬чине теплового нагружения ОС при нахождении на орбите.

ПОЖАРОВЗРЫВОБЕЗОПАСНОСТЬ ВЕЩЕСТВ И МАТЕРИАЛОВ

16-26 39
Аннотация
Показано, что аварийный дефлаграционный взрыв, который произошел 22 ноября 2006 г. в г. Дэнверс (США), хорошо описывается ME-TNO-методом. Исследован взрыв, происшедший 28.07.1948 г. на предприятии BASF в Людвигсхафене (Германия) вследствие потери целостности емкости с диметиловым эфиром, с помощью методов федеральных норм и правил, ГОСТ Р 12.3.047-98, ГОСТ Р 12.3.047-2012, РД 03-409-01, ME-TNO, BST2 (Baker-Strehlow-Tang) и Дорофеева. Показано, что наилучший результат прогнозирования последствий взрыва диметилового эфира достигнут при использовании метода ME-TNO. Установлено, что для прогнозирования последствий взрывов в режиме дефлаграции лучше использовать ME-TNO-метод.

ПОЖАРНАЯ ОПАСНОСТЬ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ

27-33 30
Аннотация
Приведен обзор научных работ в области исследования статического электричества, опасности его проявления в условиях взрывоопасных производств, при наличии паровоздушных и газовоздушных смесей, где искровые разряды могут привести к воспламенению горючей среды, вызвать пожар или взрыв. Представлены результаты научных исследований в области нейтрализации зарядов статического электричества. Рассмотрена проблема возможности образования опасных разрядов статического электричества, которые могут являться источником зажигания в условиях продувки емкостного оборудования со взрывопожароопасной средой инертным газом. Установлено, что в различных нормативных документах существуют противоречия в вопросах использования инертных газов, в частности углекислого газа, в качестве флегматизатора горючих смесей в емкостном технологическом оборудовании из-за возможности образования разрядов статического электричества. Для исследования опасности проявления статического электричества в процессе флегматизации углекислым газом емкостей со взрывоопасной средой разработана методика и экспериментальный стенд. На основании проведенных экспериментальных исследований предложены методы и условия безопасного использования углекислого газа в качестве флегматизатора емкостей со взрывоопасной средой.

ПОЖАРНАЯ ТЕХНИКА

58-62 66
Аннотация
Рассмотрены показатели для оценки вариантов реализации стратегии переоснащения пожарно-спасательных подразделений (ПСП) МЧС России новыми образцами пожарно-спасательной техники и пожарно-технического оборудования. Проведенный анализ аспектов переоснащения ПСП МЧС России показал, что объем финансовых и временных затрат, необходимый для реализации принятой концепции, не позволяет провести переоснащение одновременно (одномоментно) во всех субъектах Северного Кавказа. Сделан вывод, что возможно лишь поэтапное (целевое) переоснащение ПСП МЧС России. Установлено, что для расстановки приоритетов по переоснащению и разработке концепции поэтапного переоснащения необходимо исходить из реально складывающейся оперативной обстановки в субъектах Северо-Кавказского федерального округа (СКФО). Для формализованного описания оперативной обстановки в субъектах СКФО с целью их количественного анализа и ранжирования по предпочтительности в плане переоснащения предлагается два количественных критерия - оперативной готовности и технической готовности. Показано, что данные критерии являются комплексными показателями и служат основой информационно-аналитической модели при проведении ранжирования территориальных подразделений пожарной охраны в порядке предпочтения для пере¬оснащения парка основных пожарных автомобилей.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-7493 (Print)
ISSN 2587-6201 (Online)