Технология устранения течи в горизонтально расположенном резервуаре
https://doi.org/10.18322/PVB.2019.28.01.47-53
Аннотация
Введение. Одним из самых распространенных способов устранения течи из средств хранения (резервуаров) и технологического оборудования является освобождение резервуаров, в которых обнаружена течь, от хранящихся в них продуктов. К другим способам относится ремонт резервуаров путем заделки трещин и сквозных отверстий с помощью приспособлений, включающих продуктостойкие накладки и вставки (пробки), специальные стяжные болты (заклепки) с шайбами и гайками, а также введение в продукт отрубей. Экспериментальный и аналитический анализ состава операций при применении этих способов показал, что они отличаются большой трудоемкостью, a это увеличивает время, затрачиваемое на устранение течи.
Методы.Сущность технологии заключается в том, что между стандартной надувной подушкой с проушинами в углах и верхними и нижними натяжными ремнями монтируется присоединительный узел, который позволяет использовать на два ремня меньше. В статье приведены фотографии присоединительного узла и основных этапов накладывания надувной подушки на железнодорожную цистерну при вертикальном расположении крепящих ремней.
Результаты и их обсуждение. Предлагаемая технология обеспечивает достижение социального, экономического и технического результатов, а именно: повышения безопасности работ по устранению течи; повышения оперативности; сокращения времени ликвидации течи путем ускорения процесса установки надувной подушки; повышения экологической безопасности, благодаря сокращению времени, затрачиваемого на устранение течи; обеспечения более высокого уровня безопасности путем исключения работ на высоте и сокращения времени ликвидации течи; упрощения операций и снижения их трудоемкости за счет сокращения общего количества операций; уменьшения влияния человеческого фактора на время устранения течи.
Вывод. Сравнительный хронометраж установки надувной подушки общепринятыми способами и посредством предлагаемой технологии показал следующее: продолжительность устранения течи известным способом составляет 15–20 мин, а по предлагаемой технологии — 3–5 мин. Для обеспечения искробезопасности присоединительный узел обрезинивается.
Ключевые слова
Об авторах
А. Н. ДенисовРоссия
д-р. техн. наук, доцент, профессор кафедры пожарной тактики и службы
Pоссия, 129366, г. Москва, ул. Бориса Галушкина, 4
С. Н. Шереметьев
Россия
начальник Управления по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности
Россия, 164900, Архангельская обл., г. Новодвинск, ул. Мельникова, 1
Список литературы
1. Сучков В. П. Пожарная безопасность при хранении легковоспламеняющихся и горючих жидкостей на промышленных предприятиях. — М. : Стройиздат, 1985. — 96 с.
2. Юхим М. С. Неисправности и способы ремонта резервуарных емкостей для светлых нефтепродуктов // Химическая техника. — 2015. — № 10. — С. 41–44.
3. Одинцов Л. Г., Чумак С. П., Виноградов А. Ю., Потапенко Ю. П., Медведев Г. Н. Технология ведения аварийно-спасательных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций. — М. : ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2011. — 286 с.
4. Technical EIA guidance manual for petrochemical complexes. — Hyderabad : IL&FS Ecosmart Limitet, 2010. — 240 p. URL: https://www.elaw.org/system/files/Offshore%20and%20Onshore.pdf (дата обращения: 05.01.2019).
5. Birn K., Osuna J., Velasquez C., Meyer J., Owens S., Cairns M. Crude by rail. The new logistics of tight oil and oil sands growth / IHS EnErgy. — December 2014. — 25 p. URL: https://ihsmarkit.com/pdf/IHS-Oil-Sands-Dialogue-Crude-by-rail-dec-2014_210390110913052132.pdf (дата обращения: 05.01.2019).
6. CN railway derailments, other accidents and incidents /Prepared by Railroaded. — Updated March 12, 2015. — 54 p. URL: https://railroaded.files.wordpress.com/2010/10/cn-railway-derailments-other-accidents-and-incidents26.pdf (дата обращения: 10.01.2019).
7. Liu Xiang, Turla Tejashree, Zhang Zhipeng. Accident-cause-specific risk analysis of rail transport of hazardous materials // Transportation Research Record: Journal of the Transportation Research Board. — 2018. — Vol. 2672, Issue 10. — P. 176–187. DOI: 10.1177/0361198118794532.
8. Ajaya Kumar K., Tamil Selvan R., Nehal Siddiqui A., Ashutosh Gautam. Scope for developing accident causation model of road transportation of hazardous materials // International Advanced Research Journal in Science, Engineering and Technology. — 2015. — Vol. 2, Issue 10. — P. 57–63. DOI: 10.17148/IARJSET.2015.21012.
9. Воропаев Н. П. Методические подходы к прогнозированию обстановки при авариях (разрушениях) на химически опасных объектах//Природные и техногенные риски(физико-математические и прикладные аспекты). — 2016. — № 4(20). — С. 29–33.
10. Бобарико А. В., Денисов А. Н., Заусаев А. А., Кимяшов В. Н., Сафиуллин Р. А. Специальная первоначальная пожарная подготовка спасателя : учебное пособие. — Химки : АГЗ МЧС России, 2012. — 232 с.
11. Liu X., Saat M. R., Barkan C. P. L. Probability analysis of multiple-tank-car release incidents in railway hazardous materials transportation // Journal of Hazardous Materials. — 2014. — Vol. 276. — P. 442–451. DOI: 10.1016/j.jhazmat.2014.05.029.
12. Bagheri M., Verma M., Verter V. Transport mode selection for toxic gases: rail or road? // Risk Analysis. — 2013. — Vol. 34, Issue 1. — P. 168–186. DOI: 10.1111/risa.12063.
13. Etkin D. S., French McCay D., Horn M., Landquist H., Hassellцv I.-М., Wolford A. J. Quantification of oil spill risk // Oil Spill Science and Technology / Fingas M. (ed.). — 2nd ed. — Cambridge, MA : Gulf Professional Publishing, 2017. — P. 71–183. DOI: 10.1016/B978-0-12-809413-6.00002-3.
14. Саяпин М. В. Совершенствование технологий ремонта резервуаров с нарушением целостности стенки : дис. … канд. техн. наук. — Тюмень, 2000. — 161 с.
15. Хорватх Г., Кути Р. Задачи руководителя аварийно-спасательных работ по ликвидации аварий при перевозке опасных веществ автотранспортом//Пожары и чрезвычайные ситуации:предотвращение, ликвидация. — 2017. — № 1. — С. 30–34.
16. Kuti R. Milyen mentesítõ anyagokat használjunk, milyen eljárásokat alkalmazzunk veszélyes anyag beavatkozások után? // Védelem Online: Tûz- és Katasztrófavédelmi Szakkönyvtár. URL: https://docplayer.ru/veszelyes-anyag-beavatkozasok-utan.html (дата обращения: 16.01.2019).
17. Новоселов А.В., Золотов А.В., Ремизов А.П., Еремин В.Н. Устройства для временной заделки пробоин и трещин в заполненных жидкостью жестких конструкциях // Нефтепереработка и нефтехимия. Научно-технические достижения и передовой опыт. — 2016. — № 12. — С. 43–46.
18. Бабин А.Ю., Абдрахманова К.Н., Гафарова В.А. Применение программного комплекса ABAQUS для моделирования заделки трещины в металле композитным материалом // Norwegian Journal of Development of the International Science. — 2018. — № 4-1(17). — С. 13–18.
19. Япринцев В. В., Шулаев С. В., Степанова И. А. Приспособление для герметизации разрывов трубопровода с газовыми и жидкими (в том числе агрессивными) средами // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры : материалы Всероссийской научно-методической конференции. — Оренбург : Оренбургский государственный университет, 2016. — С. 1031–1035.
20. Арсенал ПТВ. Оборудование для ликвидации течи и сбора опасных жидкостей. URL: http://ar-senal-ptv.ru/catalog/likvidacia_techi/ (дата обращения: 04.01.2019).
21. Спасательное пневматическое оборудование. Инструкция по применению VETTER для устранения течей. Статья № 9987033900. — Vetter GmbH 11/10. — 41 с. URL: http://specudm.ru/data/files/downloads/vetter_instruction.pdf (дата обращения: 05.01.2019).
Рецензия
Для цитирования:
Денисов А.Н., Шереметьев С.Н. Технология устранения течи в горизонтально расположенном резервуаре. Пожаровзрывобезопасность/Fire and Explosion Safety. 2019;28(1):47-53. https://doi.org/10.18322/PVB.2019.28.01.47-53
For citation:
Denisov A.N., Sheremetyev S.N. Technology of eliminate leak in a horizontally located tank. Pozharovzryvobezopasnost/Fire and Explosion Safety. 2019;28(1):47-53. (In Russ.) https://doi.org/10.18322/PVB.2019.28.01.47-53