Preview

Пожаровзрывобезопасность/Fire and Explosion Safety

Расширенный поиск

ОСОБЕННОСТИ ИСПЫТАНИЙ АВИАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ НА ПОЖАРООПАСНОСТЬ. Часть 1. Испытания на горючесть. Влияние толщины образца на регистрируемые характеристики

Аннотация

Показано, что согласно требованиям авиационных норм испытаниям по определению характеристик воспламеняемости под воздействием открытого пламени (горючести) подлежат образцы материалов всех используемых толщин. С целью уменьшения объема испытаний зарубежными исследователями принято положение, что результаты испытаний наиболее тонкого образца являются доказательными для более толстого. Проведены исследования по влиянию толщины образцов полимерных композиционных материалов и трехслойных сотовых панелей на их основе на характеристики горючести (длина прогорания, продолжительность остаточного самостоятельного горения) согласно требованиям авиационных норм. Проанализированы данные по характеристикам горючести полимерных материалов авиационного назначения разных типов (стекло-, органо- и углепластики, трехслойные сотовые панели) с различной толщиной образцов. Установлено, что принятое допущение выполняется для длины прогорания, но не всегда действует для продолжительности остаточного горения. Предложено при выполнении квалификационных испытаний по оценке горючести использовать стандартный ряд толщин образцов, аналогичный применяемому при определении характеристик дымообразования и тепловыделения.

Об авторах

С. Л. Барботько
ФГУП "Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов (ВИАМ)", ГНЦ РФ
Россия


О. С. Вольный
ФГУП "Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов (ВИАМ)", ГНЦ РФ
Россия


О. А. Кириенко
ФГУП "Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов (ВИАМ)", ГНЦ РФ
Россия


Е. Н. Шуркова
ФГУП "Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов (ВИАМ)", ГНЦ РФ
Россия


Список литературы

1. Sarkos G. Evolution of FAA Fire Safety R&D Over the Years // The Fifth Triennial Fire & Cabin Safety Research Conference, 29 October -1 November 2007, Atlantic City, NJ. URL: http://www.fire.tc.faa.gov/ 2007Conference/files/General_Fire/TueAM/SarkosFAAFire/SarkosFAAFirePres.pdf (дата обращения: 30.09.2014 г.).

2. Нормы летной годности гражданских самолетов СССР. - 2-е изд. - М. :ЦАГИ, 1974. - 344 с.

3. Aircraft Materials Fire Test Handbook // DOT/FAA/AR-00/12. - 235 p.

4. Барботько С. Л. Пожаробезопасность авиационных материалов // Авиационные материалы и технологии. - 2012.-№S. - C 431-439.

5. Барботько С. Л., Кириллов В. Н., Шуркова Е. Н. Оценка пожарной безопасности полимерных композиционных материалов авиационного назначения // Авиационная промышленность. - 2013.-№2. - С. 55-58.

6. Авиационные правила. Часть 25. Нормы летной годности самолетов транспортной категории / МАК. - М. : ОАО "Авиаиздат", 2009. - 267 с.

7. Marker T. Update Handbook Chapters // International Aircraft Materials Fire Test Working Group, 23 June 2010, Cologne, Germany. - 15 p. URL : https://www.fire.tc.faa.gov/pdf/materials/ June10Meeting/marker-0610-Part25Update.pdf (дата обращения: 30.09.2014 г.).

8. Campbell S., Jensen M. Flammability standardization task group // The Sixth Triennial International Fire & Cabin Safety Research Conference, 25-28 October 2010, Atlantic City, NJ. - 28 p. URL : https://www.fire.tc.faa.gov/2010Conference/files/Materials_Safety_Development_II/Campbell-Standardization/CampbellStandardizationPres.pdf (дата обращения: 30.09.2014 г.).

9. Gardlin J. A threat-based approach to part 25 flammability regulations // The Sixth Triennial International Fire & Cabin Safety Research Conference, 25-28 October 2010, Atlantic City, NJ. - 22 p. URL: http://www.fire.tc.faa.gov/2010Conference/files/Aircraft_Fire_Safety/GardlinPart25/GardlinPart25-Pres.pdf (дата обращения: 30.09.2014 г.).

10. QuintiereJ. G., Downey B. P., Lyon R. E. An investigation of the vertical Bunsen burner test for flammability of plastics // FAA Report DOT/FAA/AR-TN11/19. - 2012. - 20 p.

11. Cambell S., Jensen M., Sattayatam P. Flammability standardization task group - Final reports: Federal Aviation Administration Draft Policy Memo, AMN-115-09-XXX, 20 August 2009 // FAA Report DOT/FAA/TC-12/10. - 2012. - 881 p.

12. Барботько С. Л., Швец Н. И., Застрогина О. Б., Изотова Т. Ф. Исследование влияния толщины стеклопластиков на характеристики тепловыделения при горении // Пожаровзрывобезопасность. - 2013. - Т. 22, №№ 7. - С. 30-36.

13. Барботько С. Л., Воробьёв В. Н. Пожаробезопасность авиационных материалов и элементов конструкций : справочник. - М. : ВИАМ. 2007. - 543 с.

14. Каблов Е. Н. Стратегические направления развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года // Авиационные материалы и технологии. - 2012. - № S. - С. 7-17.

15. Каблов Е. Н. Материалы и химические технологии для авиационной техники //ВестникРоссий-ской академии наук. - 2012. - Т. 82, № 6. - С. 520-530.

16. Дементъева Л. А., Сереженков А. А., Лукина Н. Ф., Куцевич К. Е. Клеевые препреги и слоистые материалы на их основе // Авиационные материалы и технологии. - 2013. - №2. - С. 19-21.

17. Застрогина О. Б., Швец Н. И., Постнов В. И., СерковаЕ. А. Фенолформальдегидные связующие нового поколения для материалов интерьера // Авиационные материалы и технологии. - 2012. - № S. - С. 265-272.

18. Давыдова И. Ф., Кавун Н. С. Стеклопластики - многофункциональные композиционные материалы // Авиационные материалы и технологии. - 2012. - № S. - С. 253-260.

19. Кондратов Э. К., Постнов В. И., Петухов В. И., Кавун Н. С., Абрамов П. А., Юдин А. А., Барботь-ко С. Л. Исследование свойств трехслойных панелей на модифицированном связующем ФПР-520Г // Авиационные материалы и технологии. - 2009.-№3.-С.19-23.

20. БорщевА. В., Хрульков А. В., Халтурина Д. С. Изготовление низкопористого полимерного композиционного материала для применения в слабо- и средненагруженных конструкциях // Труды ВИАМ. - 2014. -№ 7, ст. 03. URL : http://www.viam-works.ru/plugins/content/journal/uploads/ articles/pdf/682.pdf (дата обращения: 30.09.2014 г.).

21. Гуляев И. Н., Власенко Ф. С., Зеленина И. В.,РаскутинА. Е. Направления развития термостойких углепластиков на основе полиимидных и гетероциклических полимеров // Труды ВИАМ. - 2014. -№ 1, ст. 04. URL: http://www.viam-works.ru/plugins/content/journal/uploads/articles/pdf/ 636.pdf (дата обращения: 30.09.2014 г.).

22. Бейдер Э. Я., Петрова Г. Н., Изотова Т. Ф., Барботько С. Л. Стеклопластики на термопластичной матрице // Труды ВИАМ. - 2013. -№7, ст. 03. URL : http://www.viam-works.ru/plugins/ content/journal/uploads/articles/pdf/116.pdf (дата обращения: 30.09.2014 г.).

23. Пат. 2447104 Российская Федерация. МПК C08L 63/00, C08K 5/103, B29 B15/10. Эпоксидная композиция / Мухаметов Р. Р., АхмадиеваК. Р.,Чурсова Л. В., КабловЕ. Н., Хрульков А. В., Ду-шин М. И. - № 2010140692/05; заявл. 05.10.2010 г.; опубл. 10.04.2012 г., Бюл. № 10.


Рецензия

Для цитирования:


Барботько С.Л., Вольный О.С., Кириенко О.А., Шуркова Е.Н. ОСОБЕННОСТИ ИСПЫТАНИЙ АВИАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ НА ПОЖАРООПАСНОСТЬ. Часть 1. Испытания на горючесть. Влияние толщины образца на регистрируемые характеристики. Пожаровзрывобезопасность/Fire and Explosion Safety. 2015;24(1):40-48.

For citation:


Barbotko S.L., Volnyy O.S., Kirienko O.A., Shurkova E.N. FEATURES THE TESTING OF AVIATION MATERIALS ON FIRE SAFETY. Part 1. Test on flammability - influence of sample thickness on registered characteristics. Pozharovzryvobezopasnost/Fire and Explosion Safety. 2015;24(1):40-48. (In Russ.)

Просмотров: 497


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-7493 (Print)
ISSN 2587-6201 (Online)