Помогают ли плановые проверки снизить число пожаров?
https://doi.org/10.18322/PVB.2019.28.02.81-89
Аннотация
Введение. В статье приведено краткое* изложение основных результатов исследования влияния плановых проверок Госпожнадзора на количество пожаров и число жертв при пожарах по секторам экономики. В большинстве стран постсоветского пространства основным подходом к государственному регулированию стала так называемая система рефлекторного регулирования рисков (Risk Regulation Reflex) (Blanc 2012). Плановые проверки являются одной из отличительных черт этой системы. Среди всех контрольно-надзорных органов и видов контроля (надзора) на долю ГПН (Государственный пожарный надзор) и, соответственно, МЧС приходится около трети всех плановых проверок (N = 915 966). В качестве основных целей проверочной активности декларируется предотвращение пожаров и сохранение человечески жизней.
Цель и задачи. Цель настоящей работы — проверка наличия статистически значимой связи между количеством плановых проверок в рамках осуществления Государственного пожарного надзора и числом пожаров/жертв.
Метод. Зависимость числа пожаров от количества проверок моделируется с помощью модели Пуассона для панельных данных с фиксированными эффектами, а числа жертв — с помощью модели среднего по популяции для панельных данных при предположении об отрицательном биномиальном распределении для числа жертв. В работе использованы данные, агрегированные на уровне региона: по количеству пожаров, смертей, плановых проверок и количеству юридических лиц.
Результаты и их обсуждение. В результате регрессионного моделирования не было обнаружено наличия статистически значимой связи между проведением плановых проверок и превенцией числа пожаров и жертв. Полученные результаты позволяют проблематизировать практику осуществления пожарного надзора, поскольку плановые проверки являются дорогостоящим и трудоемким инструментом как для бизнес-сообщества, так и для государственных учреждений. Полученные результаты несколько контрастируют с существующими исследованиями. Например, результаты случайного эксперимента с распределением инспекций одного из крупнейших регуляторных органов США — OSHA говорят о том, что проверки способны повышать уровень безопасности без ущерба для финансовых показателей фирмы (Левин и др., 2012).
Заключение. Мы утверждаем, что выявленное отсутствие статистически значимого эффекта превенции инспекции обусловлено общей неэффективностью текущей процедуры плановых проверок.
Об авторах
В. Е. КудрявцевРоссия
191187, г. Санкт-Петербург, ул. Гагаринская, 6, литера А
КУДРЯВЦЕВ Владимир Евгеньевич, младший научный сотрудник
Р. К. Кучаков
Россия
191187, г. Санкт-Петербург, ул. Гагаринская, 6, литера А
КУЧАКОВ Руслан Камилович, младший научный сотрудник
Список литературы
1. Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности на период до 2030 года : Указ Президента РФ от 01.01.2018 №2. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286888/ (дата обращения: 01.01.2019).
2. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности : Федер. закон РФ от 22.07.2008 № 123-ФЗ (в ред. от 29.07.2017). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_78699/ (дата обращения: 01.01.2019).
3. ФирсовА. В., Крюков Е. В., ХарисовГ. X. О нормативном значении индивидуального пожарного риска//Пожаровзрывобезопасность/ Fire and Explosion Safety.—2012. — Т. 21, № 9.—С. 14-16.
4. BrushlinskyN. N., Ahrens M., Sokolov S. V., Wagner P. World fire statistics. Report No. 22 (Table 2). — Berlin: Center of Fire Statistics of CTIF, 2017. — 56 p. URL: https://www.ctif.org/sites/default/files/ctif_report22_world_fire_statistics_2017.pdf (дата обращения: 04.12.2018).
5. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля : Федер. закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ(вред.от27.12.2018).URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_83079/ (дата обращения: 01.01.2019).
6. Критерии отнесения объектов защиты к определенной категории риска (при осуществлении Федерального Государственного пожарного надзора) / Сайт МЧС России. URL: http://www.mchs.gov.ra/upload/sitel/0006/lsMterii_otnesem (дата обращения: 03.12.2018).
7. Blanc F. Moving away from total control in former communist countries — the RRR in inspections, and lessons learnedfromreforming them // European Journal of Risk Regulation. — 2012. — Vol. 3, Issue 3. — P. 327-341. DOI:10.1017/sl867299x00002233.
8. Regulatory Enforcement and Inspections. OECD Best Practice Principles for Regulatory Policy. — Paris : OECD Publ, 2014. — 68 p. DOI:10.1787/9789264208117-en.
9. Blanc F. (ed.), Macrae D., Ottimofiore G. Understanding and addressing the risk regulation reflex. URL: https://www.government.nl/documents/reports/2015/01/21/understanding-and-addressingthe-risk-regulation-reflex (дата обращения: 01.01.2019).
10. Blanc F. Tools for effective regulation: Is "more" always "better"? // European Journal of Risk Regulation. —2018. —Vol. 9, Issue 3. — P. 465-482. DOI:10.1017/err.2018.19.
11. Scott C. Regulation and risk today //European Journal of Risk Regulation. — 2017. — Vol. 8,Issue 1. - P . 24-27. DOI:10.1017/err.2016.3.
12. Gomez M. A. More risk, better regulation: A view from the world of transnational litigation // European Journal of Risk Regulation. — 2017. — Vol. 8, Issue 1. — P. 95-100. DOI:10.1017/err.2016.16.
13. AlmediaR., Carneiro P. Enforcement of labor regulation and firm size // Journal of Comparative Economics. — 2009. — Vol. 37, Issue 1. — P. 28-46. DOI:10.1016/j.jce.2008.09.004.
14. Dawson J. W., SeaterJ. J. Federal regulation and aggregate economic growth // Journal of Economic Growth.— 2013.—Vol. 18, Issue 2 . — P. 137-177. DOI:10.1007/sl0887-013-9088-y.
15. Bailey J.В., Thomas D. W., Anderson J. R. Regressive effects of regulation on wages // SSRN Electronic Journal. — 2018. — 25 p. DOI:10.2139/ssrn.3121197.
16. Almond P., Esbester M. Regulatory inspection and the changing legitimacy of health and safety // Regulation & Governance. — 2018. — Vol. 12, Issue 1. — P. 46-63. DOI:10.111 l/rego.12155.
17. Jackson Ft. E., Roe M. J. Public and private enforcement of securities laws: resource-based evidence // Journal of Financial Economics. — 2009. — Vol. 93, Issue 2 . — P . 207-238. DOI:10.1016/j.jfmeco.2008.08.006.
18. Скугаревский Д., Титаев К., Кудрявцев В. Влияние плановых проверок на деятельность организации / Аналитические записки по проблемам правоприменения. — СПб.: ИПП ЕУСПб, 2016. — 16 с. URL: http://enforce.spb.ru/products/policy-memo/6868-analiticheskaya-zapiska-vliyanieplanovykh-proverok-na-deyatelnost-organizatsij-d-skugarevskij-k-titaev-v-kudryavtsev-6868 (дата обращения: 01.01.2019).
19. Пожары и пожарная безопасность в 2012-2016 гг. : стат. сб. — М. : ВНИИПО, 2013-2017.
20. Кудрявцев В., Кузнецова Д., КучаковР. Плановые проверки в России/Аналитические обзоры по проблемам правоприменения. — СПб.: ИПП ЕУ СПб, 2017. — 28 с. URL: http://enforce.spb.ru/products/papers/6996-analiticheskij-obzor-planovye-proverki-v-rossii-v-kudryavtsev-d-kuznetsova-r-kuchakov (дата обращения: 01.01.2019).
21. Кудрявцев В., Кузнецова Д., КучаковР. Мандат контрольно-надзорных ведомств / Аналитические обзоры по проблемам правоприменения. — СПб. : ИПП ЕУ СПб, 2017. — 24 с. URL: http://enforce.spb.ru/products/papers/7018-analiticheskij-obzor-mandat-kontrolno-nadzornykh-vedomstv-v-kudryavtsev-d-kuznetsova-r-kuchakov-pod-redaktsiej-d-skugarevskogo-i-k-titaeva (дата обращения: 01.01.2019).
22. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности : приказ Росстаидарта от 31.01.2014 № 14-ст (ред. от 10.07.2018). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163320/ (дата обращения: 01.01.2019).
23. ChuviecoE., Lizundia-LoiolaJ., PettinariM. L., RamoR., PadillaM., TanseyK., MouillotF., Laurent P., Storm Т., Ней A., Plummer S. Generation and analysis of a new global burned area product based on MODIS 250 m reflectance bands and thermal anomalies // Earth System Science Data. — 2018. — Vol. 10, Issue 4. — P. 2015-2031. DOI:10.5194/essd-10-2015-2018.
24. Национальные счета — Валовый региональный продукт — В текущих основных ценах — всего (1998-2016 гг.) // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts/# (дата обращения: 12.11.2018).
25. Цены — Потребительские цены — Индексы потребительских цен на товары и услуги — Индексы потребительских цен по Российской Федерации в 1991-2018 гг. // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/tariffs/# (дата обращения: 12.11.2018).
26. Демография — Численность и состав населения // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/ (дата обращения: 12.11.2018).
27. Cameron А. С, Trivedi Р. К. Regression analysis of count data. — 2n d ed. — Cambridge : Cambridge University Press, 2013. — 567 p. DOI:10.1017/CBO9781139013567.
28. Zeger S. L., Liang K.-Y., Albert P. S. Models for longitudinal data: A generalized estimating equation approach // Biometrics. — 1988. — Vol. 44, Issue 4. — P. 1049-1060. DOI:10.2307/2531734.
29. LevineD.L, ToffelM. W., JohnsonM. S. Randomized government safety inspections reduce worker injuries with no detectable job loss // Science. — 2012. — Vol. 336, Issue 6083. — P. 907-911. DOI:10.1126/science.l215191.
Рецензия
Для цитирования:
Кудрявцев В.Е., Кучаков Р.К. Помогают ли плановые проверки снизить число пожаров? Пожаровзрывобезопасность/Fire and Explosion Safety. 2019;28(2):81-89. https://doi.org/10.18322/PVB.2019.28.02.81-89
For citation:
Kudryavtsev V.E., Kuchakov R.K. Do scheduled inspections help preventing fires? Pozharovzryvobezopasnost/Fire and Explosion Safety. 2019;28(2):81-89. (In Russ.) https://doi.org/10.18322/PVB.2019.28.02.81-89